Знаковое событие

В минувшее воскресенье 29 октября и понедельник 30 октября в Ивановском театре кукол состоялось знаковое событие - гастроли польского Театра Анимации из города Познань. Год назад Министерство культуры Польши создало проект для театров, которые хотели бы поддержать польскую драматургию и показывать спектакли на ее основе в других странах. Артисты Театра Анимации получили этот грант и знакомят зрителей России и Германии с творчеством польского драматурга Малины Пшеслюги и спектаклями, поставленными по ее пьесам.

Спектакль "Забытые истории" поставил известный всему миру хореограф-кукольник Дуда Пайва. Его особая театральная эстетика и особый стиль запоминаются, удивляют и восхищают. Прежде всего, Дуда делает спектакли для взрослых. И когда ему предложили поставить спектакль для детей, он слегка опешил, но всё же взялся за постановку. Изначально за основу хотели взять бразильскую драматургию, но Малина Пшеслюга предложила древнеславянскую, ведь она ближе европейским странам, а современные дети ее также совсем не знают. Так стали появляться герои, маленькие истории, рассказы. Они рождались прямо на сцене: артисты импровизировали, искали особенные темы.

Спектакли Дуды Пайвы всегда великолепно сочетают в себе прекрасную хореографию и резкие, даже можно сказать, гротесковые куклы. В каждой постановке актеры вдыхают в куклу жизнь, сливаются с ней воедино, создавая впечатление, будто они сами становятся марионетками в руках поролонового существа. А благодаря оригинальной технике диссоциативного кукловождения (у одного актера в руках и на теле сосуществует по несколько кукол) зритель погружается в атмосферу мистического и неизведанного мира.
В результате мы увидели необычайно зрелищный синтез древнеславянских мифов и легенд, который поведали нам артисты Театра Анимации - ведущего театра кукол Европы. Зрители вместе с героями покоряли лесных духов и мифических существ: сражались с Бескостей, успокаивали Злюку и усмиряли лесную знахарку Бабу. А всё для того, чтобы спасти великого Хмурника, без которого бы исчезла погода...

Спектакль "Перелет" был показан на сцене Ивановского драматического театра. Поставленная южно-африканским режиссером Янни Янге, история поднимает важнейшую проблему толерантности, национальной идентичности, этнической принадлежности, обращает внимание на особенности каждого и доказывает, что цвет кожи - это всего лишь цвет кожи, и ничего больше. В результате перед нами - яркий колоритный спектакль, в котором живут удивительные куклы, стилистически условные и реалистичные одновременно - аисты, марабу, фламинго, пеликаны, стервятники. От музыки, великолепных голосов, блестящего кукловождения, точной пластики актеров, юмора, буйства красок и чувств захватывает дух.

Весь этот фейерверк под названием "Театр Анимации" привез к нам в Иваново удивительный человек, одно общение с которым - величайшие честь и удовольствие. Марек Вашкель - историк театра кукол, театральный критик, доктор философии, профессор Варшавской театральной академии, член исполнительного международного отделения UNIMA, председатель Комиссии UNIMA по коммуникациям и публикациям и Образовательного совета UNIMA.
После спектакля "Забытые истории" в фойе театра кукол состоялась состоялась лекция о драматургии в польском современном театре, которую провел Марек Вашкель. Он рассказал о том, что за последние 15 лет в Польше произошла настоящая революция в драматургии. Появляются все больше и больше молодых авторов, чьи произведения ставят практически во всех театрах кукол. Это в основном пьесы для детей и молодежи, которые зачастую оказываются на шаг впереди режиссерского мышления. Например, сейчас главными героями становятся такие персонажи, которые никогда до этого не использовались в театре кукол - «Зацепка на колготке», «Говорящая лужа» или «Господин Ничто». Очень важным видит Марек союз режиссера и драматурга, причем драматург в театре - это не всегда человек, который пишет пьесы. Это помощник и советник режиссера, человек, подбирающий материал, приспосабливающий текст непосредственно под под каждого артиста, учитывающий все пожелания и предложения творческой группы. В процессе такой работы спектакль, как живой, меняется, обрастает новыми задумками и мыслями, заполняется новым текстом. На своей лекции Марек Вашкель показал видеоинтервью с Малиной Пшеслюгой - автором пьес «Перелет» и «Забытые истории». Она рассказала о своей работе в Театре Анимации, о творчестве и том, как найти свой путь в драматургии.

"Я не первый раз в России, - говорит Марек, - и видел много спектаклей. Мне кажется, что театры в России, прежде всего, концентрируются на традиционном детском репертуаре - на сказках. У нас по-другому. Большинство текстов - это тексты сегодняшнего дня, которые относятся к нашему времени, нашим нынешним эмоциям и чувствам.
Мы выбираем драматургию, которая рассказывает детям об их современных проблемах, сложностях, мыслях. Ведь наши дети живут в нашем, а не в другом мире. У них неполные семьи, проблемы со смертью, самоопределением, любовью. Но в традиционных сказках на этом не акцентируют внимание. Наши дети - настоящие, живые, а не вымышленные принцессы и принцы. В этом их суть: они особенные, но не идеальные. Поэтому мы знакомим детей с такими же - нормальными - людьми, говорим с ними о наболевшем и близком. В этом и есть большая разница нашего и вашего театров. В этом я вижу Миссию современного театра кукол.

Я очень счастлив, что удалось российским детям показать наши спектакли. Мне было очень интересно, как воспримут ваши дети и подростки то, что мы показываем. Они редко видят это. Это пример того, что можно разговаривать не только на традиционные темы о добре и зле, но и на современные. На новом языке.
И я увидел, что дети прекрасно воспринимают такие спектакли. Их не нужно запирать в комнате, где только доброта. Им нужно показывать жизнь. Жизнь, где не всё идеально, но всё может быть лучше, интереснее, удивительнее. Тогда подростки пойдут в театр - место, где им будет страшно и комфортно одновременно, потому что они получат ответ на вопросы, которые их волнуют."

Ивановский театр кукол благодарит Марека Вашкеля и коллектив Театра Анимации за возможность приобщиться к новой стороне современного тетра кукол и очень надеется на дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества наших театров.