История театра
Все началось с чемодана. С ним 8 февраля 1935 года молодая девушка, воспитатель детского сада Екатерина Петровна Пирогова пришла в детскую библиотеку. Она открыла чемодан, достала из него нехитрый реквизит – самодельных перчаточных кукол – и начала свое первое представление… Это был спектакль "Таня-революционерка" по рассказу Елены Верейской. Теперь мы назвали бы то первое выступление Пироговой моноспектаклем. Екатерина Пирогова одна управляла попеременно семью куклами, для каждой – свой голос, характер, интонации. В самом первом, пробном спектакле многое могло показаться наивным, но тогда, в далекие тридцатые, это было для юных зрителей настоящим чудом. Незадолго до этого Екатерина Петровна окончила первые всесоюзные курсы инструкторов-кукловодов в Москве под руководством Сергея Владимировича Образцова – создателя профессионального театра кукол в СССР. Могла ли Екатерина Пирогова тогда предположить, что станет основательницей Ивановского областного театра кукол, который будет вести свою историю с того самого памятного спектакля!
Постепенно из театра одного актера начал создаваться творческий коллектив. Из самодеятельности пришли В.Г.Чернышова и В.А.Яровицын. "Работали мы дружно, увлеченно, не считаясь со временем", - вспоминала Екатерина Пирогова. Куклы шили из подручных материалов. Вместе думали над новой постановкой. Спектакль "Колобок" - первый плод общих усилий.
Вскоре труппа театра стала филиалом Ивановского ТЮЗа, со временем, постоянно увеличиваясь: в театр пришли актеры А.И.Кузнецова, В.М.Цыгина, Л.В.Якобсон, А. и Н.Родионовы, З.Е.Сухотин, композитор М.Ю.Двойрин. Появились профессиональные декорации, музыкальное оформление. Наиболее интересными спектаклями того времени были "Каштанка" по А.Чехову и "Два Потапыча" Германа Матвеева. Но у театра не было ни своего помещения, ни транспорта. Ветеранам памятно трагикомичное происшествие. Как-то у Городового из "Тани-революционерки" мыши отъели нос. Актеры шутили: "Жалко, конечно, хорошую куклу, но поделом ему, негодяю!" На близкие дистанции актеры ходили пешком, а реквизит несли на руках. На дальние – выручали попутные конные упряжки и грузовики. А ведь тогда Ивановская область включала и Владимир, и Кострому, и Ярославль. Ивановским кукольникам довелось выступать везде.
Уже в 1940 году Ивановский театр кукол официально приобрел самостоятельность.
В годы Великой Отечественной войны и без того небольшой коллектив Ивановского театра кукол поредел. Многие актеры ушли на фронт, некоторые не вернулись. В это время театр поставил романтического "Робин Гуда", сатирический спектакль-лубок "Как немецкий генерал с поросенком воевал" и "оборонную программу" - концерт, с которым выступали на фронтах. В военную пору недолго, но плодотворно в Ивановском театре кукол трудился известный мастер-кукольник Евгений Сергеевич Деммени. Он поделился с актерами опытом о технических возможностях кукол и приемами работы с ними.
На действительно профессиональный уровень Ивановский театра кукол вышел в 1951 году, когда его главным режиссером стал Борис Капитонович Пашков. Он уделял особое внимание тщательной работе над образом, культуре сценической речи. Наряду с перчаточными куклами стал широко применять тростевые, а также снабженные внутренним механическим устройством. Пашков ратовал за поэтический театр. Самыми яркими его работами стали "Сказка о мертвой царевне", "Хрустальный башмачок" ("Золушка"), "Звездный мальчик", "Ночь перед Рождеством", а также "Сёмкино счастье" - этот спектакль о жизни ивановских ткачей позапрошлого века Пашков поставил по собственной пьесе.
Говоря о режиссерах театра, нельзя не вспомнить Музу Ивановну Кравцову. Выпускница первого набора отделения театра кукол ЛГИТМиКа, она была сильным педагогом, занималась привлечением новых актерских сил, как режиссер тяготела к постановкам для самых маленьких, часто выводя на сцену актеров "живым планом".
В семидесятых театр был включен в UNIMA – международную организацию кукольников.
С 1980 по 1995 годы главным режиссером Ивановского театра кукол была заслуженный деятель искусств РСФСР Елена Георгиевна Демирова. С её именем связано открытие новых для ивановских кукольников репертуарно-художественных течений: от мюзиклов ("Таинственный гиппопотам", фолк-опера "Теремок") и фольклорных постановок("Охотник до сказок") до эпоса. Е.Г.Демирова первая рискнула поставить на сцене театра кукол спектакль по индийскому эпосу Махабхарата "Царь-скиталец". В этом же ряду стоят такие спектакли, как "Тайна волшебной книги", "Богатырь земли русской", "Слово о полку Игореве". Вряд ли замыслы главного режиссера могли бы осуществиться, если бы не сложившееся к концу 80-х творческое содружество художников (Анна и Александр Сидоровы), композитора (Евгений Солодовников) и актеров. Постановки театра того периода наполнены музыкой, песнями, танцами. Театр кукол должен постоянно удивлять маленького зрителя – таким было кредо Елены Демировой. При ней в театре впервые заработала детская студия. Спектакли, где играли юные актеры - "Муха-цокотуха". "Праздник непослушания", "Отшельник и Роза" – шли на сцене театра.
Достойной продолжательницей дела Демировой стала Елена Энгельсовна Иванова, сменившая Елену Георгиевну на посту художественного руководителя в 1996 году. В репертуаре театра появились спектакли для зрителей самых разных возрастов от малышей ("Ладушки-ладушки", "Сказка-загадка", "Азбука вежливости") до взрослой аудитории ("Кароль", "Сказки братьев Гримм", "Чёрная курица", "Каштанка", "Играем в рыцарей", "Он, Она и Война", экспериментальный спектакль "Детский альбом" Чайковского" и спектакль-концерт "Без лишних слов, или игра во все руки"). Как режиссера-постановщика, Елену Энгельсовну знают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Оренбурга, Южно-Сахалинска, Краснодара, Ставрополя, Симферополя, Рыбинска, где с успехом идут ее постановки. В сентябре 2011 года на Конференции Российского центра UNIMA (Международный союз деятелей театра кукол) Елена Иванова была избрана Президентом Российского центра UNIMA, а в 2015 и 2019 годах переизбрана на этот пост.
Значительно возрос профессиональный уровень труппы. От более опытных коллег стараются не отставать молодые актеры, которые заняты почти во всех постановках последнего времени.
С 1995 года в Иванове проходит один из престижных фестивалей театров кукол – "Муравейник", давно получивший статус международного. Специалисты-театралы высоко оценивают ивановский фестиваль. Он стал событием в культурной жизни центральной России и известен не только в нашей стране, но и за рубежом, привлекая к себе внимание кукольников всего мира.
Неоднократно и с успехом театр принимал участие в международных фестивалях театров кукол в Индии (Дели, Бомбей), Австрии (Вена, Мистельбах), Германии (Мюнхен, Ганновер), Польше (Варшава, Лодзь, Ломжа, Катовицы), Словакии (Братислава), Сербии (Суботица), Литве (Паневежис), Беларуси, Украине и во многих культурных центрах России – Москве, Санкт-Петербурге, Южно-Сахалинске, Рязани, Оренбурге, Кургане, Владимире, Костроме и др.
В 2008, 2012 и 2017 годах на базе Ивановского колледжа культуры производился набор студентов по специальности "Актер театра кукол". Лучшие выпускники приглашаются в труппу театра. Преподаватели мастерства актера и сценической речи – актеры театра, заслуженные артисты России Елена Иванова, Владимир Кузнецов, Борис Новиков, Наталья Громова.
Есть у Ивановского театра кукол своя полушутливая эмблема: близнецы – актер и кукла – едут на колесе. Это не только символ странствий, которые выпали на долю труппы за всю ее историю, но и символ непрерывного творческого движения вперед, к новым горизонтам и свершениям.